Хранительница памяти: в гостях у Татьяны Сычевой, сестры легендарного партизанского командира Григория Понявина.
Вот и исполнилась моя мечта побывать в Республике Беларусь, прикоснуться к ее истории и культуре. Этому помогла стажировка в Республиканском центре национальных культур Беларуси, которая началась 21 сентября.
В первый же день пребывания в республике я встретилась с нашей землячкой, уроженкой Мелеузовского района Республики Башкортостан, Татьяной Михайловной Сычевой — родной сестрой Григория Михайловича Понявина, командира партизанской бригады «Комсомолец», действовавшей в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии. Татьяна Михайловна оказала значительную помощь в подготовке рукописи мемуаров своего брата «Ровесник XX века». Эта книга, а также сборник его стихов «Всё это было», хранятся в Белорусской национальной библиотеке и доступны в Интернете.
Татьяне Михайловне 96 лет, но она такая молодец - и память отличная и все сама делает по дому - приготовила к моему приходу собственными руками пиццу. Это было неожиданно и очень приятно. Поговорили о современной жизни в России и Беларуси, Татьяна Михайловна живо интересуется политикой и современными тенденциями в мире, очень любит свою родину - Россию и сопереживает всему, что у нас происходит. На родине в Мелеузовском районе Башкортостана была давно - в 1960-е годы.
О старшем брате Григорие Михайловиче Татьяна Михайловна вспоминает с теплотой и любовью. В своей книге "Я - советская женщина. Автобиография" proza.ru/2020/07/07... она пишет: "Старший мой брат, Понявин Григорий Михайлович, был первым комсомольцем и учителем в нашей деревне. Он много занимался со мной. К шести годам я читала букварь, писала буквы. Брат меня взял в шесть лет в первый класс, я училась хорошо. Но брат никогда не завышал мне оценки, а наоборот. Помню, по окончании I класса он давал нам книги за хорошую учебу. Самую яркую книгу «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина он отдал Манечке Евсюковой, а мне - «Сказку о рыбаке и рыбке». Она была менее красиво оформлена...
... Мы, деревенские дети, с малолетства трудились, где-то годов с семи¬восьми - уборка в доме, прополка картошки, овощей на приусадебном участке; ежедневная поливка грядок тоже наша обязанность. Я в эти годы доила корову, стирала белье, иногда топила печь, варила еду, так как мать рано уходила на работу в колхоз.В 1941 году закончилось наше детство.В первые же дни войны в деревне стоял стон от крика женщин...
Целый обоз с мужчинами выезжал из деревни, а бабы бежали вслед, плача и причитая... Опустела наша веселая деревня. Остались старики, женщины и мы, дети... Ушли на фронт пять братьев моего отца, и он в том числе, мой старший брат, братья моей матери, племянники. Домой вернулись не все... Не вернулись мои дядья Терентий и Саня, двоюродные братья Михаил и Петр. Двое дядьев - Иван и Андрей вернулись инвалидами: один без ноги, другой без ступней обеих ног. А двоюродный брат Василий вернулся без обеих ног...Много в деревне осталось вдов и сирот... Но никто «по миру не пошел». Все остались людьми!Во время войны, ох, и хватило нам горя и забот!.. Мы, подростки, оказались главной трудовой силой в колхозе. Ребята (в том числе мой младший брат Коля) с 9 лет пахали землю на быках. Нас, девчат, назначали в ночную смену на молотьбу. Прополка, уборка урожая - все это была наша работа вместе со взрослыми женщинами. И так все четыре года войны...
В один прекрасный день 1945 года вдруг приезжает мой отец на красивом коне, запряженном в тарантас. Тогда машин не было ни у кого. В течение двух часов он оформил мое увольнение, взял справку об окончании 8-ми классов и повез меня домой в деревню. Оказывается, меня решили отправить в Белоруссию, к моему старшему брату Понявину Г. М., который во время войны партизанил, был ранен и оставлен в Белоруссии, где работал заведующим Новогрудским РОНО.
Проводы мои были недолгими. Мама напекла мне всяких сдобных кренделей полчемоданчика, положили что-то из одежды, и отец опять на коне повез меня в г. Уфу, чтобы посадить в поезд на Москву.
В то время - осень 1945 года - после окончания войны, было настоящее «вселенское» передвижение наших народов: на запад ехали эвакуированные семьями с детьми, со всяким скарбом, а на восток шли эшелоны с войсками на японскую войну.
Чтобы сесть в вагон и занять место, надо было иметь огромную силу,
ибо у вагонов было целое столпотворение... Отец оставил меня с моим чемоданчиком на перроне, а сам стал пробираться в вагон. Когда посадка закончилась, он завел меня в вагон (плацкартный), где он договорился с одной семьей, чтобы они помогли мне в дороге. Дал мне рублей десять денег и ушел. Поезд тронулся, и я поехала одна, с чужими людьми в такое дальнее «путешествие». Было мне тогда 16 лет, и я до этого ни разу даже не видела поезда... Удивительные тогда были люди!!! Эта семья ехала до г. Ярцево. Они перевезли меня с собой в Москве с Казанского вокзала на Белорусский, закомпостировали билет до Барановичей. Так я с этими людьми и ехала. В г. Ярцево они высадились, а я поехала дальше одна.
Приехала в г.Барановичи. Оказалось, что мой билет только до Барановичей, а дальше до ст. Новоельня надо ехать пригородным поездом, а до Новогрудка еще и «кукушкой» по узкоколейке. Надо было покупать новый билет, а у меня денег нет, что было - израсходовалось.
В то время в Белоруссии было много на вокзалах украинцев, которые приезжали за хлебом, так как у них была засуха. Я и обратилась к женщинам, предложила им свои кренделя, напеченные мне в дорогу, и попросила у них три рубля на билет. Они мне дали деньги, и я к вечеру поехала в Новогрудок.
Приехала я в Новогрудок в 6 часов утра. Тут я обнаружила еще один фокус. Оказывается, мои родители не дали мне адрес, где живет мой брат... В общем, отправили меня в такое дальнее путешествие по принципу: «На деревню дедушке, Константин Макарычу». Что делать?!.. Думаю, раз он зав. РОНО, значит, надо искать райисполком. Прихожу к райисполкому, а там еще нет никого, только уборщица. Я спрашиваю: «Не знаете, где живёт зав. РОНО?" Она мне начала объяснять, но я мало что поняла, так как она говорила почти по-польски. Я только поняла, что мне надо дойти до бани, а дальше куда идти, не поняла. Новогрудок тогда был в руинах, дома виднелись кое-где.
Дошла я до бани, дальше - кругом пустырь. Что делать? И я по деревенской привычке стала на тротуаре и начала спрашивать у всех проходящих: «Не знаете ли вы, где живет заведующий РОНО?» Прошло много людей, все шли на работу, и никто не знал, где живет мой брат. Но вот из бани вышел дядька в робе, со следами глины. Ну, думаю, спрошу и его: «Не знаете ли Вы, где живет зав Того?" Он говорит: «Знаю, я у него недавно печь перекладывал». И он меня привел к брату часов в 8 утра. Брат открыл дверь - и у него был шок! «Это ты?!!! Это ты?!!!» В общему я как с неба свалилась, так как родители не дали ему телеграмму о моем приезде. И вообще, он ушел добровольно в армию в 1939 году, когда мне было 10 лет. А тут пришла «барышня» шестнадцати лет. Я не знаю, когда мой отец и брат решали мою судьбу. Но вот так их волею я оказалась в Белоруссии...Где-то в сентябре 1945 года я пошла учиться в Новогрудский финансовый техникум на 2-й курс, так как окончила 8 классов. Так я стала студенткой..."
Григорий Понявин очень любил своих родных - и маму и сестру с братом. Отец ещё до войны завел другую семью, и хотя помогла своим детям, но жил с другой семьёй, другими заботами.
Татьяна Михайловна вспоминает: "Помню до войны, куда его посылали работать, он кроме своей семьи, обязательно забирал и нас: мать, меня и младшего брата. Мы жили у него в Воскресенске, где он работал в районо, в селе Привольное, где он работал директором школы. И только в 1939 году он ушел добровольцем в армию, а мы вернулись в свою деревню Красногорск... в 1945 году забрал к себе меня, а потом в 1948 году привез в Белоруссию мать и младшего брата. Он очень любил нашу маму".
Вся оккупированная немцами европейская часть СССР была разрушена до 85%. В руинах и пепле лежали 1710 городов и райцентров, 70 тысяч деревень. Жилья лишились свыше 25 миллионов человек. Разрушено, разграблено народное хозяйство. Земля изрыта окопами, ямами от взрывов снарядов и бомб. В лесах гнездились банды бывших полицаев и других приспешников фашистов. На Украине они назывались бендеровцами, а в Белоруссии - бульбашами. Они убивали целыми семьями активистов, комсомольцев, коммунистов. Очень сложная была криминальная обстановка. Много было бездомных людей, детей-сирот.
Григорий Понявин, работая в РОНО, фактически с нуля начал организовывать школы по району. В Западной Белоруссии школьных помещений было мало. Приспосабливались любые помещения, чтобы разместить школу. А кадры? Их не хватало везде, в том числе и учителей. Привлекались к работе более-менее грамотные люди, чтобы начать обучение детей.
Татьяна в конце июля 1947 года окончила техникум и получила направление на работу в Пинский райфинотдел. Её назначили инспектором по госдоходам, через месяц назначили старшим инспектором. избрали секретарем комсомольской организации райфо и редактором стенной газеты. Кроме этого райком комсомола регулярно давал ей поручения проверить работу первичных комсомольских организаций в деревнях. Почти каждый выходной приходилось идти пешком в какую- нибудь деревню выполнять поручение райкома. В то время по лесам Белоруссии гнездились банды «бульбашей», а Татьяна и другие девчонки-комсомолки ходили по деревням, агитировали молодежь в комсомол.
Несмотря на угрозы «бульбашей» и буржуазную пропаганду, уже в году 1948 в районе проходила районная комсомольская конференция, на которой присутствовало около 100 человек делегатов и приглашенных участников. Татьяна, как секретарь комсомольской организации райфо, была участником этой конференции и впервые выступила перед большой аудиторией, рассказала о работе своей комсомольской организации.
Много интересного рассказала мне Татьяна Михайловна о своей жизни, о брате, которого очень любила, о своей семье и работе. Последние 10 лет перед пенсией она работала в Минском Госцирке главным бухгалтером.
Татьяна Михайловна вспоминает: " бухгалтерии у меня было 5 человек - я, еще три бухгалтера и кассир. В нашей работе был, так сказать, «полный ажур». Сколько раз были ревизии - особенных недостатков не было. Заполняемость зала всегда была на 100%. Финансовые планы по всем показателям выполнялись. Зарплата работникам цирка и артистам начислялась правильно, продукты на кормление животных выписывались строго в соответствии с нормами. Недостач не складах не было. В этом была заслуга всех моих сотрудников бухгалтерии. Мы неоднократно получали почетные грамоты за добросовестный труд."
Татьяна Михайловна вспоминает советское время:
"За 70 лет существования Советского Союза мы не знали кризисов, безработицы, инфляции и т.п. Нам пришлось пережить много войн - это неоднократные вылазки японцев на наши границы, финская война и страшная, разрушительная четырехлетняя война с фашистской Германией. Только успели чуть-чуть обустроить государство после гражданской войны, на нас напали фашисты! Только после победы восстановили разрушенные войной города и села, восстановили промышленность и сельское хозяйство, как пришли к власти либералы-предатели, и опять все разрушили, хуже войны. В России решили повернуть историю вспять и построить «капитализм» в угоду Западу. Быстренько Ельцин разбазарил все народное достояние советских народов - испекли новых «капиталистов»! Одним росчерком пера уничтожили первое в мире государство рабочих и крестьян, лишили наши народы всех благ, вновь ввергли нас в бесправие и угнетение. Новоиспеченные «капиталисты» нажили себе миллиарды, настроили царских дворцов, накупили себе яхт и самолетов, разных машин и т.д. Остальные деньги отправили за границу в иностранные банки, т.е. опять ограбили свою страну!
И.В.Сталин за пять лет осуществил индустриализацию огромной страны, революцию?!!! Но у меня есть другое предложение. Надо заставить олигархов добровольно вернуть государству незаконно захваченные недра земли, землю, моря, излишки денег, квартиры, дворцы и т.д. Ведь у народа забрали все на основании «решений и постановлений» и теперь «по решениям и постановлениям» правительства пусть все вернут государству! Только так можно решить вопрос «примирения», о котором говорят начальники. Капитализм в России построить не удастся! Народ против!
В этой катастрофической ситуации повезло народу Белоруссии. Народ выбрал себе Президентом Лукашенко Александра Григорьевича, настоящего человека, который не дал разграбить народное достояние республики. За 25 лет он сумел восстановить промышленность, поднял сельское хозяйство на небывалую высоту, построены отличные дороги, содержится в хорошем состоянии коммунальная инфраструктура и т.д. У нас мирно и спокойно. Все это благодаря неустанной заботе нашего президента. У нас сохранились некоторые блага, которые были при советской власти: это защита прав трудового человека, не отданы коммунальные услуги на откуп дельцам, сохранилась забота и почет ветеранам Второй мировой войны и вообще пожилым людям. Огромное спасибо Вам, дорогой Александр Григорьевич, за все, что Вы делаете на благо Белоруссии!!! Дай Бог вам крепкого здоровья на долгие-долгие годы. Именно благодаря Вам любые иностранные гости восхищаются нашей Беларусью, ее чистотой, ухоженностью, качественными товарами и т.д. Вы являетесь примером для руководителей всех стран!!! Пусть все учатся у Вас, как надо любить свою Родину и свой народ!!! Было бы замечательно, если бы все народы мира жили хотя бы так, как мы живем в Беларуси! И это возможно, если страны не будут тратить огромные средства на гонку вооружений и на кровавые войны, которые развязывают толстосумы-империалисты и разные мракобесы! За эти деньги можно обустроить целые материки - Африку, Южную Америку, Ближний Восток. Дать людям жилища, воду, продовольствие. Дать людям работу и другие блага!!!И зацвела бы наша планета яркими цветами, лесами и талантами!!! А буржуазные войны приведут к гибели нашей планеты... Подумайте об этом, господа империалисты!!! Нам, простым людям, войны не нужны!!! Нам нужен мир и спокойствие!!!А существование Советского Союза - это еще одна веха на пути к коммунизму, что неизбежно, что бы ни говорила буржуазная пропаганда.".
Вот такая она наша землячка - сестра партизанского командира Григория Понявина, Татьяна Михайловна Сычева. Она мечтает, чтобы о жизни и подвиге ее брата и его товарищей - бойцов партизанских отрядов был снят художественный фильм.
На прощание Татьяна Михайловна подарила мне картину своего сына художника Сычева Петра Михайловича и передала рукопись своих новых воспоминаний, которые я обещала перепечатать и разместить в интернете.
Если мне удастся довезти картину Петра Сычева в Башкортостан, я планирую передать ее краеведческому музею Мелеузовского района - на родину Татьяны Михайловны Сычевой.